Рассылка

Год издания: 1907

Издатель-редактор: В. М. Лавров, П.Б.Струве, А.А.Кизеветтер. Также: А. П. Чехов, И. И. Иванюков, В. А. Гольцев; М. И. Ремезов, М. А. Саблин, И. И. Потапенко

Журнал «Русская мысль» 1907 год. 7 томов. Не хватает 1.Январь, 3.Март, 6.Июнь, 7.Июль, 9юСентябрь, 11.Ноябрь

Антикварное издание выпущено в: 1907. Авторские права принадлежат: Издатель-редактор: В. М. Лавров, П.Б.Струве, А.А.Кизеветтер. Также: А. П. Чехов, И. И. Иванюков, В. А. Гольцев; М. И. Ремезов, М. А. Саблин, И. И. Потапенко. Издатель книги: "Типография товарищества И.Н.Кушнерев и Ко". Антикварное издание выпущено в Москва. Журнал «Русская мысль» 1907 год. 7 томов. Не хватает 1.Январь, 3.Март, 6.Июнь, 7.Июль, 9юСентябрь, 11.Ноябрь. Тематика: журнал «русская мысль»

Подробнее


Издатель: Типография товарищества И.Н.Кушнерев и Ко

Типография товарищества И.Н.Кушнерев и Ко

1 шт на складе

Внимание: ограниченное количество товара в наличии!

535 €

П.Б.Струве возглавил «Русскую мысль» в 1907 году, более 100 лет назад. За это время не раз говорилось о важности той роли, которую-журнал и его редактор сыграли в истории русской культуры своего времени. Однако «Русская мысль» и связанная с ней деятельность П.Б. Струве изучена явно недостаточно. В советский- период отношение к П.Б. Струве было крайне настороженным, он упоминался в основном как оппонент В.И. Ленина, веховец, белоэмигрант, контрреволюционер, враг советской власти и т.д. Подобная участь постигла и редактируемый им-журнал. «Русская мысль» называлась «показательным примером вырождения русского либерализма», «воинствующим органом контрреволюционной буржуазии»4, одним из «мастодонтов буржуазной и мелкобуржуазной публицистики»5. Но не отрицая важности классового и политического подхода к явлениям культуры, следует признать, что сущности культурных процессов он все же не адекватен. Помимо того, нужно иметь в виду возможные опасения советских исследователей, прикасавшихся к этой теме. Поэтому получилось, что единственная попытка дать общую характеристику издания была сделана только в 1984 году М.А. Никитиной6. Она охарактеризовала журнал как «орган веховцев», и резко отрицательная политическая оценка «веховства» заставила ее утверждать, что под руководством П.Б. Струве, изменившего своим леволиберальнымг принципам, журнал будто бы пришел в упадок, что не соответствует действительности.

Особенностью журнала был «Библиографический отдел», который выходил в виде отдельного приложения к журналу и заключал в себе систематический отчет о всех главных новинках русской книжной и журнальной литературы (изредка — и о новых произведениях европейской научной литературы).

Изучение истории журнала «Русская мысль», круга его руководящих идей, политического и мировоззренческого кредо его сотрудников и авторов показывает значительность роли журнала в общественной жизни и культуре России начала XX века. Расцвет издания связан с именем П.Б. Струве. Он являлся признанным лидером коллектива «Русской мысли», сумев объединить в работе над изданием самых разных по степени таланта, общественной активности и профессионализму писателей, публицистов, религиозных философов, ученых. На страницах журнала находили отражение самые разнообразные явления культуры русского возрождения начала XX века. Подвижническая работа П.Б. Струве и его соратников сделали журнал «Русская мысль» одним из центров русского культурного ренессанса.

Не изменяя однажды принятому направлению, «Русская мысль» в первые 26 лет своего существования характеризовалась эклектизмом; на страницах её появлялись произведения писателей, в других органах того же направления крайне редко или совсем не участвовавших.

Так, в «Русской мысли» публиковались произведения Н. С. Лескова, К. К. Случевского, А. Н. Апухтина, графа А. А. Голенищева-Кутузова, Г. П. Данилевского. «Русская мысль» с одинаковой готовностью предоставляла свои страницы как защитникам «марксизма» и «экономического материализма», так и «народникам», а также писателям, старающимся примирить эти оба направления.

Из беллетристов и поэтов в «Русской мысли» помещали свои произведения М. Н. Альбов, Н. М. Астырев, К. С. Баранцевич, П. Д. Боборыкин, Н. П. Вагнер, В. М. Гаршин, Максим Горький, Д. В. Григорович, А. М. Жемчужников, Н. Н. Златовратский, С. Каронин (Н. Е. Петропавловский), В. Г. Короленко (дебютировал здесь перед большой публикой «Сном Макара»), А. А. Луговой (А. А. Тихонов), Д. Н. Мамин-Сибиряк, Г. А. Мачтет, Д. С. Мережковский, Н. М. Минский, А. К. Михайлов-Шеллер, С. Я. Надсон, В. И. Немирович-Данченко, Вл. И. Немирович-Данченко, Ф. Д. Нефедов, В. В. Огарков, Я. П. Полонский, И. Н. Потапенко, И. А. Салов, Н. Северин (Н. И. Мердер), К. М. Станюкович, Г. И. Успенский, С. Г. Фруг, А. П. Чехов, А. И. Эртель и многие другие. Многолетним сотрудником «Русской мысли» был И. А. Бунин.

Из критиков и историков литературы в «Русской мысли» писали М. С. Громека (известные статьи о Толстом, ознакомившие публику с недоступной для печати «Исповедью» Толстого), И. И. Иванов, А. И. Кирпичников, Орест Миллер, Н. К. Михайловский, Н. Николаев (обзор журналистики в «Библиографическом отделе»), В. П. Острогорский, М. А. Протопопов, А. М. Скабичевский, В. Д. Спасович, Н. И. Стороженко, Е. А. Щепотьева (обзор журналистики в «Библиографическом отделе») и другие. В вопросах искусства «Русская мысль» старалась примирить требования идейности и художественности (в статьях В. А. Гольцева), но вместе с тем деятельными сотрудниками критического отдела были представители критики тенденциозной — М. А. Протопопов, А. М. Скабичевский и др.

Научные и публицистические статьи в «Русской мысли» помещали антрополог, географ, этнограф и археолог Д. Н. Анучин, М. А. Антонович, П. А. Берлин, В. В. (В. П. Воронцов), критик и историк литературы С. А. Венгеров, историк П. Г. Виноградов, историк Р. Ю. Виппер, климатолог и географ А. И. Воейков, М. Я. Герценштейн, историк В. И. Герье, А. А. Головачев, В. П. Григорьев, историк Г. А. Джаншиев, историк права и государствовед И. И. Дитятин, Б. Д. Бруцкус, А. Я. Ефименко, историк и экономист И. И. Иванюков, экономист, статистик и социолог А. А. Исаев, экономист Л. С. Зак, земский статистик и экономист Н. А. Каблуков, юрист граф Л. А. Камаровский, историк Е. П. Карнович, историк Н. И. Кареев, экономист С. Я. Капустин, историк всеобщей и русской литератур А. И. Кирпичников, историк В. О. Ключевский, историк, юрист, социолог М. М. Ковалевский, Н. П. Колюпанов, историк М. С. Корелин, педагог барон Н. А. Корф, историк Н. И. Костомаров, философ и социолог В. В. Лесевич, зоолог М. А. Мензбир, историк П. Н. Милюков (обширный очерк русской историографии), В. Ф. Миллер (ряд статей о народном эпосе), филологи А. А. Майков, Ф. Г. Мищенко и В. И. Модестов, юрист С. А. Муромцев, Е. С. Некрасова, Л. Е. Оболенский, юрист П. Н. Обнинский, М. Л. Песковский, А. В. Погожев, врач В. О. Португалов, А. С. Пругавин (статьи о сектантах, в полубеллетристической форме), П. А. Ровинский, Г. П. Сазонов (статьи об артелях), В. И. Семевский (история крестьянского вопроса), В. Ю. Скалон, В. С. Соловьев, естествоиспытатель К. А. Тимирязев, статистик и экономико-географ А. Ф. Фортунатов, экономист и статистик Л. В. Ходский, Н. Г. Чернышевский (под псевдонимом Андреев помещавший в «Русской мысли» и стихотворения), С. А. Щепотьев, земский статистик Ф. А. Щербина, С. Н. Южаков и другие. Среди сотрудников «Русской мысли» выделялись А. Эртель, П. Боборыкин, А. Чехов, В. Короленко, Г. Успенский, Ф. Нефедов, В. Н. Сторожев, С. А. Приклонский, Н. Минский, Н. Лесков, А. С. Хаханов и другие.

Решительный перелом происходит в 1907 году; журнал меняет курс, приобретает новых авторов и становится интеллектуальным лидером русской либерально-демократической журналистики. Журнал в это время является органом религиозной общественности, либеральной оппозиции, проводит идеи конституционализма, правового государства, общественной мобилизации для реформирования русской жизни. В философском отношении «Русская мысль» этих лет культивировала идеализм и богоискательство, став органом русского религиозного Ренессанса. Критика журнала в это время отказывается от социологизма и ориентирована на анализ духовных начал искусства. Виднейшие сотрудники предреволюционных лет «Русской мысли» — С. Булгаков, А. С. Изгоев, С. Франк, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Гершензон, З. Гиппиус, Д. Мережковский, В. Я. Брюсов — редактор беллетристического отдела журнала и др.В центре внимания журнала «Русская мысль» все время его издания стояла Россия, ее прошлое, еще более - ее настоящее и будущее. В зависимости от смены социально-политических и культурных обстоятельств менялся состав русской тематики, способы разрешения отдельных тем. Но образ России для П.Б. Струве и его соратников оставался неизменным. Россию они рассматривали как страну европейского типа, хотя и признавали особенности ее истории и культуры. Это выделяло позицию журнала среди других центров русского духовного ренессанса, которые были склонны приписывать России мессианское и универсалистское призвание.
Однако при всех изменениях содержания русской тематики и способов ее рассмотрения у журнала и у его главного редактора оставался неизменным круг принципиальных понятий, посредством которых осмысливалась меняющаяся действительность. Жизнь человека в России и самой России как многоплеменного образования определяется относительно неизменным набором факторов - государством, культурой, религией, наконец, политическим действием определенного типа, дающее возможность такого согласования социально-культурных реальностей, при котором личность обретала возможность полноценного развития.
Мировоззренческой основой рассмотрения России' как реальности стало веховство, в котором требование гармонизации творческих запросов личности и условий ее социального существования было осмыслено П.Б. Струве и его единомышленниками в категориях государственно-правового и, в этом смысле, западнического сознания. Поэтому оценка «Русской Мыслью» современного ей состояния России в соответствии с методологией П.Б. Струве представлена в диссертации через анализ государства, культуры и религии и особенности их взаимодействия, обусловленные исторически.
1 %
Вопросы о государстве и праве, об отношении к ним общества всегда обсуждались на страницах «Русской мысли» и непосредственно связывались с теми или иными событиями текущей русской жизни. При этом выделилось несколько тем, которые разрабатывались на протяжении всего периода существования издания. К этим« темам относятся: 1) государство и личность. Религиозные, культурные, юридические и экономические предпосылки гармонии в отношениях между личностью и государством; 2) государство и национальная культура. Государство и национальный вопрос в России. Русское государство и русская нация; 3) государство и религия.
Понятие культуры было одним из центральных для журнала. П.Б. Струве всегда было присуще понимание культуры как } естественной сферы существования свободной и развитой личности и, значит, как всеобщей формы организации общественной жизни. ^ В отношении религии позиция журнала также была обусловлена взглядами П.Б. Струве. Религия понималась здесь как факт социума и культуры, а не наоборот, как в новом религиозном сознании, где «культура вырастает из культа». Это давало возможность рассматривать религию актуально, то есть включать в концепцию национального либерализма, в контекст понимания природы государства, наконец, в контекст истории русской культуры и возможного нового культурного строительства.
При этом П.Б. Струве и другие авторы «Русской мысли» всегда отмечали, что решение этих тем в русской действительности имело свои особенности. Судя по хронологии русской истории, которую П.Б. Струве предложил в своей последней монографии — это особенности страны, отставшей от европейского пути развития, на который онт вступила только в середине XVII века. Европеизация, страны приобрела общероссийский характер только в XIX веке, чтобы революцией 1917 года в своем движении вновь оказаться в позднем средневековье.
Главной проблемой русской истории - впрочем, как и любой другой - выступила у П.Б. Струве проблема власти и подчинения, порядка и свободы. В этом случае П.Б. Струве всегда отмечал выдающуюся роль государственности во всех сферах жизни России -начиная с вопросов экспансии и кончая вопросами культуры л религии. В целом он оценивает эту роль позитивно, независимо от того, какие люди осуществляли государственное управление. Но, с другой стороны, П.Б. Струве и его единомышленники' видели, что власть, лишенная ограничений со стороны закона и взаимодействия с обществом допустила роковые ошибки.
П.Б. Струве отмечал запаздывание политических и экономических реформ, что, в- свою очередь, привело к устранению общественности от дела управления русской жизнью - вплоть до «отщепенства» интеллигенции от государства. Что касается экономических реформ, наиболее интенсивно начатых только в первое десятилетие XX века П.А.Столыпиным, то запаздывание их привело к пагубному для России отсутствию у людей чувства собственности, и как следствие этого - безответственность перед обществом и Отечеством, постоянная возможность того, что низменные инстинкты человека могут вырваться на волю, что и произошло в России в кризисные годы Мировой войны и последующей революции.

Кроме внутреннего и иностранного, «Русская мысль» давала ещё «Научное обозрение», в котором помещались обзоры по разным отделам науки, написанные известными специалистами, а под заглавием «Современное искусство» — отчеты о новинках театральных и художественных (большей частью московских).

Внутреннее обозрение вели В. А. Гольцев, С. А. Приклонский, А. А. Головачев, Л. А. Полонский и др. К этому же отделу можно отнести «Очерки русской жизни», которые с огромным успехом помещал в «Русской мысли» в последние годы жизни Н. В. Шелгунов. Сюда же примыкают «Очерки провинциальной жизни» И. Иванюкова.

Иностранное обозрение более 10 лет вёл В. А. Гольцев.

За десять лет издания журнала (1880—1889) был составлен алфавитный указатель (помещенный в декабрьской книжке за 1889 г.).

Автор: Издатель-редактор: В. М. Лавров, П.Б.Струве, А.А.Кизеветтер. Также: А. П. Чехов, И. И. Иванюков, В. А. Гольцев; М. И. Ремезов, М. А. Саблин, И. И. Потапенко
Год издания: 1907
Место издания: Москва
Издатель, типография: "Типография товарищества И.Н.Кушнерев и Ко"
Переплет книги: Старинный переплет
Сохранность лота: Хорошая
Формат размера издания: Издание стандартного формата(от 120х165 до 170х240мм)
  • Переплет книги: Старинный переплет
  • Год издания: 1907
  • Формат размера издания: Издание стандартного формата(от 120х165 до 170х240мм)
  • Автор: Издатель-редактор: В. М. Лавров, П.Б.Струве, А.А.Кизеветтер. Также: А. П. Чехов, И. И. Иванюков, В. А. Гольцев; М. И. Ремезов, М. А. Саблин, И. И. Потапенко
  • Сохранность лота: Хорошая
  • Издатель, типография: "Типография товарищества И.Н.Кушнерев и Ко"
  • Место издания: Москва

ПОХОЖИЕ ИЗДАНИЯ: 155 похожих товаров найдено в продаже.

Свяжитесь с нами

Телефон магазина

Телефон:+371 20 511 000

Электронная почта

PayPal