Рассылка

Год издания: 1980

Орлов, Даль Константинович

“Советский экран” № 8 апрель 1980 год. Критико-публицистический иллюстрированный журнал. На обложке Владимир Ильич Ленин

Редакция: Орлов, Даль Константинович. Издатель: Издательство "Правда". Для любителей ценных букинистических изданий по теме: журнал "советский экран". Издано в: 1980. “Советский экран” № 8 апрель 1980 год. Критико-публицистический иллюстрированный журнал. На обложке Владимир Ильич Ленин. Место издания журнала Москва

Подробнее


Автор: Орлов, Даль Константинович

Орлов, Даль Константинович

Издатель: Издательство "Правда"

Издательство

1 шт на складе

Внимание: ограниченное количество товара в наличии!

19 €

Лениниа́на — в СССР название совокупности произведений искусства и литературы, посвящённых Владимиру Ильичу Ленину. Анатолий Луначарский указывал, что Лениниана запечатлела образ исторической фигуры мирового масштаба, в которой «сказалось персонально всё очарование этой изумительной эпохи». Сейчас идут постоянные споры о фигуре Владимира Ильича Ленина и его значении в истории нашей страны, одни говорят, что он тиран, другие боготворят по сей день, бесспорно, что личность Ленина оказала огромное влияние на жизнь нескольких поколений людей и целого государства, не будем спорить плох он был или хорош, в советском искусстве Ленин для нас - самый Человечный Человек.

На протяжении 60 лет на экране создавался облик великого мыслителя, основателя Советского государства, поэтому для тех, кому выпала честь работать над созданием образа Ленина, это было великое доверие и наивысшая точка режиссерского и актерского мастерства. Первая попытка воспроизвести на экране образ В.И.Ленина связана с использованием опыта хроникальных съемок. В 1919 году режиссер В.Р.Гардин и оператор А.Левицкий сняли одну из актерских сцен агитфильма «Девяносто шесть» на Красной площади в момент выступления с грузовика В.И.Ленина. Детская картина «Как Петюнька ездил к Ильичу» (1925) завершалась документальными съемками похорон вождя. Картина Я.Протазанова «Его призыв» (1925) оправдывала свое название лишь в финальной сцене, где аллегорически изображался ленинский призыв в партию. В фильме «Октябрь» (1927), поставленном к 10-й годовщине революции, режиссер С.М.Эйзенштейн сделал первую попытку художественными средствами воссоздать на экране облик Ильича. На броневике в лучах прожекторов появилась фигура вождя, окруженная тысячной толпой. Этот знаменитый кадр был достоверен как документ и выразителен как плакат. Однако на ближних планах сходство с Лениным исполнителя его роли рабочего Василия Никандрова только подчеркивало его полную неспособность воплотить образ. Владимир Маяковский оценил игру Никандрова таким образом: «Разве может быть Ленин — без мысли?!».

После этого фильма последовал длительный период, казалось, кинематографисты уже расстались с мыслью вновь изобразить Вождя. В преддверии 20-й годовщины Октябрьской революции, было принято постановление «об организации закрытого конкурса на пьесу и сценарий», в которых драматургам предстояло «показать роль Ленина в подготовке и проведении Октябрьской революции…». К работе привлекли лучших писателей. Алексей Каплер и Николай Погодин были первыми, кто рискнул заявить о себе, между ними и развернулось соперничество за право «оживить» ленинский образ на киноэкране. Первый трудился над сценарием «Восстание» («Ленин в Октябре»), второй — над сценарием «Ноябрь» («Человек с ружьем»). После долгих споров кому первому и на какой киностудии начинать, было принято решение, Михаил Ромм первым на киностудии Мосфильм начинает работу над картиной «Ленин в Октябре». Артисту театра им. Евг.Вахтангова Борису Васильевичу Щукину предстояло оказался первым, кто совершил художественный подвиг. В фильме «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939) он создал незабываемый образ вождя, связанного с революционными массами всем строем своей жизни. Какие бы ситуации не предлагались актеру, в игре Щукина постоянно ощущалось биение революционной мысли его героя. Премьера состоялась 6 ноября 1937 года на торжественном заседании, посвященном 20-й годовщине революции.

Появление Ленина на экране зрители встретили искренними аплодисментами. Неоднократно вождя играли выдающиеся актеры Борис Щукин ("Ленин в Октябре", "Ленин в 1918 году"), Максим Штраух ("Выборгская сторона", "Человек с ружьём", "Рассказы о Ленине", "Ленин в Польше"), Борис Смирнов ("Балтийская слава", "Коммунист", "Именем революции"), Юрий Каюров ("Кремлёвские куранты", "Хождение по мукам", "Маршал революции"), Михаил Ульянов ("Штрихи к портрету В. И. Ленина", "На пути к Ленину"), Кирилл Лавров ("Доверие", "20-е декабря"). К юбилейной дате в эфир в двух главных федеральных каналов вышли сериалы "Троцкий" режиссеров Александра Котта и Константина Статского и "Демон революции" Владимира Хотиненко — о "сером кардинале" Октябрьского переворота Александре Парвусе. осле распада СССР, в 1992 году, в российский прокат вышел фильм Юрия Мамина "Комедия строгого режима", где впервые роль Ленина была комедийной, ее сыграл актер Виктор Сухоруков. "Комедия строгого режима" снималась по фрагменту "Зоны" Сергея Довлатова, сценарий написали ученики Юрия Мамина — Владимир Студенников и Михаил Григорьев. Фильм создавался в сложное время — после распада СССР. Шел 1991 год. Мня пригласили на роль заключенного Зуева, которого тюремное начальство назначило играть роль вождя в спектакле самодеятельности к 100-летию Ленина. Пахан играл Дзержинского, фрайер — Свердлова, а я "человек у параши" — вождя революции", — рассказал Сухоруков. Он отметил, что это была гротесковая комедия и "первый случай в стране, когда шутили над такими персонажами, как Ленин". "Но надо сказать, что готовился я к роли по каноническим идеологически выдержанным образцам воплощения в кино образа вождя, созданным Борисом Щукиным, признанным лучшим исполнителем Ленина. За эту работу я был удостоен приза "За лучшую мужскую роль" на фестивале в Онфлёре во Франции в 1992 году", — сказал Сухоруков. Для эстетики кино, для развития кинематографич. творчества огромное значение имеет ленинская теория познания, вся система идей Ленина об отражающих и творч. функциях сознания, о принципах развития худож. культуры.

Ещё в 1907 Ленин определил сущность бурж. кино, отметив, что "... пока оно находится в руках пошлых спекулянтов, приносит больше зла, чем пользы, нередко развращая массы отвратительным содержанием пьес" (цит. по ст. Бонч-Бруевич В л., Ленин и кино ..., см. сб. "Самое важное из всех искусств. Ленин о кино", 1973, с. 116). В своих статьях, директивах и высказываниях по проблемам кино Ленин опирался не только и не столько на опыт совр. ему кинематографа, к-рый ещё находился в младенческом состоянии, сколько на глубокое понимание общих закономерностей социального развития; он рассматривал кино в контексте борьбы за социалистич. переустройство общества, предугадывая большие возможности и перспективы молодого иск-ва. В 1922 в беседе с А. В. Луначарским Ленин сказал: "... из всех искусств для нас важнейшим является кино" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 579). Этим теоретич. положением Ленин не только обозначил место кинематографа среди форм обществ, сознания, но и внёс выдающийся вклад в определение всего совр. иск-ва. Тогда же Ленин определил осн. функции кино в социалистич. обществе, указав на "... производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями, отражающих советскую действительность..." (там же). Коммунистич. идейность и отображение реальной практики социалистич. и коммунистич. строительства явились гл. элементами творч. направленности сов. кино на всех этапах его развития.

По мысли Ленина, социалистич. кино должно было начинаться с хроники и лишь затем переходить к произ-ву игровых фильмов. Характер хроник.-док. кино определяется следующим образом: "... широко-осведомительная хроника, которая подбиралась бы соответствующим образом, т. е. была бы образной публицистикой, в духе той линии, которую, скажем, ведут наши лучшие советские газеты" ("Самое важное из всех искусств. Ленин о кино", 1973, с. 166). Своим положением относительно образной публицистики Ленин наметил реальный путь повышения познавательной и воздействующей силы кинодокумента - именно по этому пути и поныне идёт сов. док. кино. В области науч.-популяр, кино Ленин предусматривал необходимость "... образных публичных лекций по различным вопросам науки и техники" (там же). Кино в качестве инструмента науч. познания и средства науч. популяризации выступает у Ленина как одно из самых перспективных направлений развития социалистич. киноиск-ва. Документализм и просветительное начало рассматриваются Лениным не только как свойства отд. видов кино, но как содержат, аспекты всей кинематографии в целом, включая и игровые ф. Перед игровым кинематографом Ленин выдвигал широкую творч. программу, настаивая на необходимости "... внести в кино не только науку, не только искусство, не только производство, но и юмор, но и смех, но и животрепещущие сцены комедии и драмы, но все это должно быть направлено к одной, единственной цели: к борьбе за новый быт, за новые нравы, за лучшее будущее..." (там же, с. 120). Место кино в социалистич. обществе Ленин определил в 1919 в одном из написанных им пунктов проекта партийной программы; кинематограф, по мысли Ленина, должен был служить "... самообразованию и саморазвитию рабочих и трудовых крестьян..." (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 96). Теоретич. положения в области кино, сформулированные Лениным, неотделимы от его партийно-гос. деятельности в этой области. Декреты, постановления правительства и др. гос. акты, связанные с именем Ленина, обобщали опыт, накопленный в киностроительстве, и открывали перспективу идейного и организац. совершенствования сов. кинематографии. Основополагающим гос. актом явился подписанный Лениным декрет Совнаркома РСФСР "О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению" от 27 авг. 1919 (см. "Самое важное из всех искусств...", с. 51). Декрет оказал большое влияние на процесс национализации кинопредприятий и на складывание системы гос. органов, ведающих кинематографией, на развитие кинодела в стране. В 1918 - 22 Ленин подготовил и подписал ряд партийных и гос. документов, определивших осн. принципы сов. кино-строительства. Среди них: указания о работе киноучреждений, об использовании кино на агитпоездах и агитпароходах, о создании отд. картин (в частности, посв. передовым методам добычи торфа), финансировании кинопредприятий и мн. др. Особое значение имел подписанный Лениным декрет Совнаркома РСФСР "О бесплатном снабжении государственных учреждений кинокартинами" от 20 мая 1921 (см. там же, с. 58), положивший начало сети некоммерч. проката фильмов. В "Директивах по киноделу" от 17 янв. 1922 (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 360 - 61) Ленин сформулировал принцип использования кино, получивший позднее назв. "ленинская пропорция".

В соответствии с директивой каждый киносеанс должен был включать (в себя как "... картины специально прпагандистского содержания...", так и "...увеселительные картины, специально для рекламы и для дохода (конечно, без похабщины и контрреволюции)..." (тамже, с. 360). Такая структура кинопредставления способствовала решению тех идейных, просветительных и организац. задач, к-рые ставились перед сов. кинематографией. Особое внимание Ленин обращал "... на организацию кинотеатров в деревнях и на Востоке, где они являются новинками и где поэтому наша пропаганда будет особенно успешна" (там же, с. 361). Развивая эти положения, Ленин утверждал, что "... кино в деревне не менее важно, чем книга" ("Самое важное из п всех искусств...", с. 165). Ленин был весьма требовательным кинозрителем, нередко посещал киносеансы. И хотя совр. ему ф. лишь в очень малой степени удовлетворяли его идейные и худож. запросы. Получила одобрение Ленина комедия "Чудотворец" (реж. А. П. Пантелеев, сц. А. Зарин).
  • Переплет книги: Цельнобумажный
  • Год издания: 1980
  • Формат размера издания: Издание крупного формата (от 205х260мм до 240х300)
  • Автор: Орлов, Даль Константинович
  • Сохранность лота: Хорошая
  • Издатель, типография: Издательство "Правда"
  • Место издания: Москва

ПОХОЖИЕ ИЗДАНИЯ: 503 похожих товаров найдено в продаже.

Свяжитесь с нами

Телефон магазина

Телефон:+371 20 511 000

Электронная почта

Популярные товары

» Все популярные товары

PayPal